Почему падают самолеты?

Авиакатастрофы — чрезвычайно редкое явление. Например, в 2018 году, по данным сети авиационной безопасности, базирующейся в Нидерландах, произошло 15 смертельных авиакатастроф. В результате которых погибло в общей сложности 556 человек. Но стоит отметить, что всего за этот период было совершено около 38 миллионов рейсов по всему миру. Поэтому можно сделать вывод, что на 2,52 миллиона рейсов приходится всего один несчастный случай со смертельным исходом. Но когда самолет все-таки падает, несмотря на все особенности безопасности современных самолетов и мастерство высококвалифицированных пилотов, публика хочет знать, почему это произошло. Так почему же падают самолеты?

Почему падают самолеты

Почему разбиваются самолеты?

После каждой авиакатастрофы национальным советам по безопасности транспорта всех стран дается задача по изучению обломков. Специалисты анализируют важные данные с бортовых речевых самописцев, так называемых «черных ящиков». Помимо прочего они просматривают финансовые документы компаний, осуществляющих перелеты, и данные о погоде. Но даже после тщательных исследований не всегда можно найти простой и ясный ответ на вопрос, почему происходят эти катастрофы. Составление списка причин еще и осложняются тем, что различные агентства и организации, отслеживающие аварии, не всегда описывают их одинаково.  

В 2015 году британский эксперт по авиационной безопасности Саймон Эшли Беннетт перечислил пять распространенных причин авиакатастроф.

Основные причины авиакатастроф:

Ошибка пилота

Современные самолеты становятся все более технологически сложными, и именно эти сложности порой приводят к тому, что пилоты совершают ошибки. Анализ 1104 несчастных случаев в период с 1960 по 2015 год показывал, что виновниками авиакатастроф становились пилоты в более, чем 58 процентах.

Исследование 558 несчастных случаев между 1983 и 2002 годами, опубликованное в журнале Aviation Space Environmental Medicine в 2008 году, дало более точную информацию на этот счет. А именно, наиболее распространенным типом ошибки пилота была небрежность. Например, пренебрежение проверкой гидравлического давления для шасси и закрылков перед посадкой. Такие случаи составили примерно 26 процентов от общего количество аварий самолетов по вине пилота. Другими причинами называют ошибочные решения главного пилота, плохое взаимодействие или усталость экипажа, неправильная оценка силы ветра или других условий на взлетно-посадочных полосах.

Неисправность деталей самолета или механические повреждения

Недостатком передовых современных самолетов является то, что при большем количестве деталей возрастает вероятность их поломки. Примерно 20 процентов авиакатастроф связаны в основном с тем, что во время взлета, полета или посадки происходит поломка или повреждение оборудования.

Одним из особенно ужасных примеров неисправного самолета был TWA Flight 800. Он взорвался прямо в воздухе и разбился у берегов Лонг-Айленда в 1996 году. В результате погибло 230 человек. Наиболее вероятным сценарием было сочетание факта сокрытия информации о неисправности электронного компонента системы управления и измерения топлива в сочетании с коротким замыканием или другой неисправностью вне бака.  

Механические проблемы также могут усугубляться ошибками летного состава. В 1989 году, например, один из двигателей британского авиалайнера начал давать сбои. Но летный экипаж ошибочно полагал, что другой двигатель самолета был поврежден, и отключил именно его. Это привело к катастрофе, которая унесла жизни 47 пассажиров.

Погодные условия

Всякий раз, когда самолет попадает в шторм, естественно задаться вопросом, имела ли погода какое-то отношение к катастрофе. Но оказывается, что погода гораздо более опасна в основном только для небольших самолетов. Погодные условия становятся причиной, почему падают большие самолеты, только в 6-10 процентах случаев. На первом месте среди погодных факторов, способствующих авариям, были турбулентность. В то время как ветер на втором месте. У авиалайнеров не бывает особых проблем с другими погодными явлениями, как низкая видимость и грозы. Однако, несвойственные обычному полету погодные условия заставляют пилотом нервничать, а в последствии принимать неверные решения. А те затем могут привести к трагедии.

Почему падают самолеты

Умышленные действия

К сожалению, не каждая воздушная катастрофа является несчастным случаем. Упомянутый выше Беннетт подсчитал, что около 10 процентов аварий вызваны саботажем. Причинами подобных случаев могут быть бомбы, заложенные на авиалайнерах. А также угон самолетов с целью совершить умышленное крушение. Как например, трагедия 11 сентября 2001 года в США, устроенная террористами. Очень редко, но иногда самолеты сбивают специальными установками с земли. Или они падают в следствие воздушной атаки. Еще реже, но иногда бывают сценарии, в которых пилот решает покончить с собой, а также с жизнью своего экипажа и пассажиров, намеренно разбив самолет.

Другие человеческие ошибки

Остальная часть авиакатастроф, около 10 процентов, вызвана ошибками, совершенными людьми, но не членами экипажа. Иногда причиной крушения становятся ошибки авиадиспетчеров, инженеров по техническому обслуживанию и другого наземного экипажа. Также авария может произойти из-за неправильно загруженного багажа или груза, препятствий на взлетно-посадочной полосе. К этим же 10 процентам относят и иные случаи, такие, например, попадание в двигатель птиц. 

К счастью, такие случаи очень редки. Исследования 2013 года показали, что американские авиадиспетчеры совершили 4394 ошибки за год. В течение которого они обработали 132 миллиона рейсов. И только 41-ой из этих ошибок был присвоен статус «высокого риска». Но при этом только 7 из них могли привести к катастрофическим авариям.

Ну и под конец стоит упомянуть важный факт. Ежегодно на дорогах в следствие аварий гибнет в 22 тысячи раз больше людей (примерно 1.4 млн), чем в авиакатастрофах.

Если статья «Почему падают самолеты?» оказалась полезной, то не забудьте поделиться ей с друзьями.